> Портал для людей с ограниченными физическими возможностями (для инвалидов, про инвалидность): Эпикур - филосов-инвалид
 
Эпикур - филосов-инвалид
Имя Эпикура, великого философа Древней Греции, хорошо известно всем, кто изучает гуманитарные науки. Однако мало кому известно, что он был инвалидом, и инвалидность помогла ему обрести бессмертную славу.

Эпикур родился в 341 г. до н.э. в семье школьного учителя на острове Самос. Когда ему было 14 лет, отец послал его в город Теос слушать лекции одного из философов. Уже в молодости Эпикуру дали о себе знать тяжёлая болезнь желудка и мочевого пузыря. По 2 раза в день у него случалась рвота. Однако юноша не падал духом. Видя, что болезнь не излечить известными в то время средствами, Эпикур всё-таки решил быть счастливым несмотря ни на что. Результатом его многолетних раздумий стала созданная им философская система, которая содержала ответы на вопросы как не поддаваться унынию даже в самых сложных жизненных обстоятельствах.

Христианская церковь относится к учению Эпикура негативно. Главная причина - в том, что великий философ Древней Греции был последовательным материалистом. Он считал, что всё в мире либо состоит из атомов, либо порождается состоящей из атомов материей, и отрицал существование невидимого мира сверхъестественных духовных существ. Но важно отметить и другое, философия Эпикура проникнута гуманизмом, любовью к людям. В этом смысле, как ни парадоксально, ряд идей этой философии близки идеям христианства, возникшего несколькими столетиями позже. Можно утверждать, что идеи эпикурейства были в числе тех, которые подготовили античный мир к восприятию новой веры.

Эпикур был язычником. Однако он утверждал, что боги существуют сами по себе, а человек сам по себе. У богов нет и не может быть иных забот, кроме заботы о собственном благополучии. В жизнь людей они не вмешиваются. Потому приносить жертвы языческим богам, отправлять языческие религиозные обряды бесполезно. Таким образом, философия Эпикура и его последователей подрывала веру в языческих богов, способствовала отказу многих людей от старых религиозных культов.

Эпикур не отрицал существования человеческой души, но считал, что душа умирает вместе с телом. По мнению философа, страх смерти - это ложный страх. Человек, соприкасаясь со смертью, перестаёт существовать, а потому никогда не почувствует её прихода, не осознает этого. Эпикур утверждал: «Когда мы существуем, смерть ещё не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

Человеку надо жить настоящим, наслаждаться простыми и естественными радостями человеческого бытия. Именно в этом, по мысли Эпикура, заключается смысл человеческого счастья. Однако в своих наслаждениях человек должен сохранять умеренность, не искать удовлетворения искусственных потребностей. Нужно чтобы удовольствие было простым и естественным. «Хлеб и вода доставляют величайшее, высшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность». Неплохо съесть что-нибудь хорошее, выпить освежающий напиток, вкусить радость любви. Но это всегда должно соответствовать потребности, желанию естественному, истинному. Усложнять удовольствие, создавая искусственные потребности, живя жизнью непомерных притязаний, никогда не удовлетворяемых, жизни алчной и тщеславной - это не только не увеличивать удовольствия и радости, это навсегда уничтожить их. Человек, который довольствуется немногим, всегда счастлив тем, что он живёт.

Призыв к тому, чтобы сдерживать свои материальные потребности, к разумному самоограничению глубоко роднит философию Эпикура с христианством, как роднит и то, что большое значение философ придавал именно духовным радостям. Духовное и материальное во взгляде Эпикура на возможность достижения человеком счастья тесно переплетено.

Одной из важнейших радостей Эпикур считал радость дружбы. Вот что он писал об этом (далее привожу некоторые выдержки из его сочинений, которые присутствуют з трудах последователя Эпикура, великого древнеримского философа Тита Лукреция Кара).

«Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой».

«Мы не столько имеем надобность в помощи от друзей, сколько в уверенности относительно помощи».

«Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берёт от пользы».

«Дружбу рождают трудности жизни, тем не менее, формирует и поддерживает дружбу общность жизни тех, кто достиг полноты счастья. Когда мудрец подвергается пытке, он страдает не больше, чем когда видит, что друг подвергается пытке».

«Дружба обходят с пляской вселенную, объявляя нам, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни».

Именно в дружбе эпикурейство достигает высшей точки - любви к ближнему. Дружба важна для человека ещё и потому, что именно в результате совместных поисков, проделанных человеческими существами, можно найти истину, правильно понять мир и пути достижения гармонии с миром.

Философская система Эпикура создавалась в то время, когда древнегреческое общество испытывало очень серьёзные потрясения, когда происходили частые социальные конфликты, внутренние и внешние войны. Эта система помогала людям найти духовную опору, когда мир неустойчив, когда многое висит на волоске,
Известно, что сам Эпикур прожил долгую жизнь (он умер в 270 г. до н. э. когда ему был 71 год), что он обрёл многих друзей, которые прониклись уважением к нему, хотя великий мыслитель всю жизнь страдал тяжёлой болезнью. Вот что писал об Эпикуре великий швейцарский учёный Андре Боннар: «Этот больной, страдающий без жалоб в течение многих лет от болей, иногда острых вследствие камней в мочевом пузыре, этот человек, мучимый болью, который, чтобы облегчить мучения, мог только просить, чтобы его перенесли во внутренний двор дома - этот человек не переставал, однако, заявлять, что жизнь, даже такая, стоит того, чтобы прожить её в удовлетворении самых элементарных желаний, но также, и в особенности, в совершенной радости, доставляемой наиболее благородной из человеческих страстей, в радости, которой было достаточно, чтобы освещать, согревать, вдохновлять его собственную жизнь, и которую он называет совсем просто - дружбой. Эпикур полностью открывает себя в дружбе. Он весь виден в ней. Он открывается в ней со всей его добротой, с его глубокой любовью к человеческим созданиям, сделанным из того же смертного тела, обречённым на такие же невероятно тяжёлые страдания и в то же время ожидающим того же счастья, тех же удовольствий, наиболее чувствительным орудием которых является тело, ожидающим той же радости любить других. Вот эпикурейская дружба в своей исходной точке». Болезнь, приносившая Эпикуру множество страданий, заставила Эпикура мобилизовать свои силы на сложный духовный поиск, в результате которого он смог найти свой путь к счастью, обрести громкую славу, которая не прервалась и после его смерти. Известно, что учение Эпикура было популярным в античном мире вплоть до IV в н.э., затем его популярность начала затухать.

Интерес к эпикурейству вновь возник в Эпоху Возрождения. Его влияние прослеживается в трудах таких великих мыслителей того времени как Паскаль, Монтень, Гассенди, в трудах многих более поздних авторов. И сложившееся в сознании многих людей представление об учении Эпикура как о стремлении к чувственным удовольствиям и материальным благам не соответствует действительности - это философское учение намного сложней и намного ближе современности, чем принято думать.

В.Киенков


greg on 02/04/2010 - 21:06:19 | для печати создать pdf-документ из этой новости

Наши партнёры

Главное меню

Добро пожаловать,


Site made with e107.
Время генерации: 0.0790 сек., 0.0058 из этого заняли запросы. Запросов БД: 22. Использовано памяти: 3,120кБ